РБК, газета,
25 мая 2017 г.
Полис в зоне турбулентности 842 просмотра
Несмотря на высокие риски, страхование частных вертолетов остается конкурентным сегментом рынка, а ставки по полисам - низкими.
Серая зона
Страхование вертолетов в России - бизнес со множеством неизвестных. Даже точное число эксплуатируемых в стране частных вертолетов остается тайной. Как пояснил РБК+ президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, некоторое количество частных воздушных судов в нарушение всяких законов эксплуатируется без регистрации. «По итогам 2015 года отношение числа авиационных происшествий с зарегистрированными и незарегистрированными воздушными судами АОН (авиации общего назначения. - РБК+) составило два к одному. То есть можно предположить, что около трети таких воздушных судов не регистрируются», - делает вывод Игорь Юргенс.
По оценочным данным Андрея Осотина, заместителя начальника управления авиационного и космического страхования СК «Согласие», в России более 500 частных вертолетов. Потери 2009 года эксперт оценивает в 40 машин.
Лететь любой ценой
Между страхованием коммерческих и частных вертолетов разница очень большая, отмечают страховщики. Заместитель генерального директора «ВТБ Страхование» Алексей Володин говорит, что страхование частных вертолетов сопряжено с более высокими рисками, поскольку на них летают, как правило, непрофессиональные пилоты - сами владельцы. При этом, говорит Игорь Юргенс, и в сегменте коммерческих вертолетов, которые эксплуатируются авиакомпаниями, количество авиационных происшествий и катастроф вот уже на протяжении шести лет держится на неудовлетворительном уровне - примерно полтора авиационных происшествия на 100 тыс. часов налета, а по вертолетам АОН показатели еще хуже.
Страховщики отмечают, что пилоты-частники позволяют себе отвлекаться, не следовать правилам полетов по приборам, стремятся выполнить полет во что бы то ни стало, несмотря на возникшие риски. Нередко выяснятся, что отсутствует не только государственная регистрация воздушного судна, но и сертификат летной годности, свидетельство о допуске пилота к полету на данном типе воздушного судна, а также медицинский сертификат.
Для получения пилотского удостоверения достаточно около 50 учебных часов налета в сертифицированной школе плюс около 300 часов теории. Далее пилот может приступить к выполнению самостоятельных полетов, поясняет директор департамента авиастрахования компании «АльфаСтрахование» Александр Хомяков: «Пилот самостоятельно определяет, когда, как и с какой целью он выполняет полет, каким топливом заправлять вертолет, как его обслуживать, в какое время суток лететь. Здесь очень широкое поле для ошибок. Статистика такова, что основные причины аварий чаще всего - неверные решения самого пилота».
Тариф вне плана
Отдельной статистики по страхованию вертолетов нет ни у регулятора, Банка России, ни у Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков. Компания Mains Insurance Brokers & Consultants опросила страховщиков, на долю которых приходится 80% рынка страхования вертолетов, и выяснила, что их сборы за 2016 год по страхованию частных вертолетов составили $5,5 млн, а выплаты оказались намного больше - $23 млн.
Владелец вертолета обязан страховать гражданскую ответственность перед третьими лицами. А страхование каско вертолета - дело добровольное, оно включает страхование рисков гибели, повреждений, пропажи без вести, угона. Однако стоимость вертолетов подталкивает большинство владельцев оформлять полис авиакаско. Eсли техника эксплуатируется непосредственно владельцем-пилотом в личных целях, риск будет оценен выше, чем по коммерческим вертолетам. Соответственно, если вертолет приобретается крупными компаниями, риск наступления страхового случая снижается. При расчете стоимости полиса учитывается не только тип вертолета, но и многие другие факторы: история убытков, цели использования воздушного судна, интенсивность его эксплуатации, опыт пилотов, география полетов, климатические условия. Страховщики оценивают и степень изношенности старой техники, и отсутствие достаточного опыта эксплуатации новой. В первую очередь машин иностранного производства, поскольку в основном частные владельцы предпочитают технику Eurocopter, AgustaWestland, Bell, а чаще всего покупаются вертолеты Robinson. Самые популярные модели вертолетов Robinson - R66 и R44 - в самой последней модификации стоят $1,2 млн и $670 тыс. соответственно.
Наименее привлекательными для страховщиков выступают относительно недорогие и обманчиво простые в управлении модели. По словам Андрея Осотина, ряд страховщиков не занимаются страхованием вертолетов Robinson R44 в силу их особенностей (двухлопастной несущий винт, минимум приборного и навигационного оборудования, отсутствие самописцев), не всегда высокого уровня подготовки пилотов, эксплуатирующих такие машины. Принимается в расчет и тот факт, что потери данного типа вертолетов в России начиная с 2009 года составляют порядка 25 бортов.
Размеры тарифов, как отмечает Роман Чернов, директор Центра авиационного страхования СК «Альянс», очень различны и варьируются от 1,5 до 4% от стоимости вертолета. Как сообщили РБК+ в СК «Согласие», тарифы на каско для R44 и R66 будут на уровне 1,8-2,2% от цены вертолета, а страхование гражданской ответственности обойдется в 12-14 тыс. руб.
В «АльфаСтраховании» приводят другой пример - годовая премия при страховании R44 и R66 составит около 1,5%, то есть примерно $6-15 тыс.
Несмотря на высокие риски, этот сегмент страхового рынка весьма конкурентен, что, конечно, отражается на тарифах. «К сожалению, из-за концентрации страхового рынка и избытка перестраховочных емкостей, что ведет к обострению конкурентной борьбы между авиационными страховщиками, вопреки высокой аварийности в этом сегменте рынка все чаще прослеживается негативная тенденция снижения применяемых тарифов, никак не связанная с уровнем безопасности полетов», - уверяет Игорь Юргенс. Из-за низких тарифов страховщики начинают терять интерес к страхованию частных вертолетов. «Мы отказались от этого бизнеса: убытки существенно превышают доходы», - говорит Александр Хомяков.
Катастрофы вертолетов в России в 2016-2017 годах
4.03.2016 «
EUROCOPTER AS-350 Владимирская область
Вертолет авиаотряда специального назначения «Ястреб» МВД потерпел катастрофу вблизи села Варварино во Владимирской области. Двое погибли, еще двое получили ранения. Машина загорелась.
2.04.2016
EUROCOPTER EC-130B4 Приморский край
Машина Приморской лизинговой компании потерпела крушение в районе населенного пункта Тавричанка Надеждинского района Приморского края. Пилот погиб. Вертолет полностью разрушен.
19.04.2016
ROBINSON R66 ЯНАО
Вертолет Robinson R66 компании «Авиамаркет» (Heliport Istra) потерпел катастрофу на острове Белый в Ямало-Ненецком автономном округе. На борту находились три человека; все погибли.
3.05.2016
ROBINSON R44 Камчатка
Вертолет, принадлежащий частному лицу, потерпел катастрофу в районе бухты Русская, в 80 км от Петропавловска-Камчатского. На борту находились три человека; все погибли.
14.05.2016
EUROCOPTER AS-350 Ленинградская область
Вертолет, принадлежащий частному лицу, потерпел катастрофу в Приозерском районе Ленинградской области. Зацепившись хвостом за ЛЭП, машина упала в Суходольское озеро. На борту находились два человека; оба погибли.
7.08.2016
МИ-2
Краснодарский край
Частный вертолет Ми-2 потерпел катастрофу в Белореченском районе Краснодарского края. На борту находились два человека; оба погибли.
21.09.2016
МИ-8
Подмосковье Машина Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС разбилась, выполняя тренировочный полет, в Томилинском лесопарке Московской области. На борту находились три члена экипажа; все они погибли.
24.09.2016
AGUSTA-BELL 206B-3 Красноярский край
вертолет Agusta-Bell 206B-3, принадлежащий частному лицу, потерпел крушение в 20 км от села Ярцево на севере Красноярского края. На борту находились два человека; оба погибли.
21.10.2016
МИ-8 ЯНАО
Вертолет компании «Скол», выполнявший вахтовые перевозки с Сузумского месторождения Красноярского края в поселок Уренгой Ямало-Ненецкого АО, потерпел крушение в Пуровском районе ЯНАО. 19 человек погибли, трое получили тяжелые травмы.
22.10.2016
ROBINSON R44 Забайкальский край
Машина выполняла рейс по маршруту поселок Золотореченск - артель Джалал-Кадай, потерпела катастрофу у села Нижнее Гирюнино Балейского района Забайкальского края. На борту находились три человека; все погибли.
1.11.2016
EUROCOPTER AS-350 Сочи
Вертолет авиакомпании «Eльцовка», выполнявший экскурсионный полет в Адлерском районе Сочи, рухнул в поселке Веселое. На борту находились шесть человек, включая пилота; один погиб, пятеро получили травмы.
28.11.2016
ROBINSON R44 Крым
Частный вертолет, выполнявши из Ялты в Белогорск упал в Алуштинском районе Крыма. На борту находились три человека; все погибли.
12.02.2017
ROBINSON R66 Алтай
Машина авиакомпании «Алтайавиа», выполнявшая экскурсионный полет, потерпела крушение в районе озера Телецкое в Турочакском районе Республики Алтай. На борту находились пять человек, все погибли.
4.05.2017
ROBINSON R44 Башкирия
вертолет Robinson R44 авиакомпании «Лайт Эйр», выполнявший мониторинг лесопожарной обстановки в лесах Башкирии, разбился в Белорецком районе, в 15 км от поселка Инзя. На борту находились три человека; все они погибли.
Елена ГРИГОРЬЕВА Приложение РБК+ «Воздушный транспорт»
Вся пресса за 25 мая 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Тарифы, Авиационное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 ноября 2024 г.
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
Шадаев: компенсации и страхования граждан за утечки персональных данных не будет
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
РБК (RBC.ru), 19 ноября 2024 г.
Страховщики делают акцент на маршрутизации пациентов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Ожидается, что застрахованные убытки от наводнения в Испании превысят 4 млрд евро: Morningstar DBRS
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Рост рынка киберстрахования замедляется, но появляются новые возможности
|
|
Газета.Ru, 19 ноября 2024 г.
Россиян начнут бесплатно страховать от инцидентов с электросамокатами
|
|
Авторадио, 19 ноября 2024 г.
В Госдуме предложили страховать пострадавших от обстрелов фермеров
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Allianz запускает глобальную программу по борьбе с поляризацией в общественных институтах
|
|
Рабочий путь, Смоленск, 19 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
|
Интерфакс, 19 ноября 2024 г.
МТС банк изучает страховые активы для M&A
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 19 ноября 2024 г.
Суд приговорил к 5 годам экс-главу страховой компании «ЮжУралЖасо» за растрату
|
|
Смоленская народная газета, 19 ноября 2024 г.
Смоленские водители получили от страховых компаний 2,8 миллиона рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
|
Новости Воронежа, 19 ноября 2024 г.
В Воронеже осудили 7 человек, которые обманули страховые компании на 1,4 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Депутат Плотников призвал страховать аграриев в зоне военных действий
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Центробанк ввел минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|